Аккорды по нотам и типам

Поделиться

В разделе представлены аппликатуры аккордов, классифицированные по нотам и типам. Информация приведена для шестиструнной акустической гитары и электрогитары, настроенной в соответствии с классическим (стандартным) гитарным строем.

Трезвучия мажорные (большие)

Трезвучия мажорные (большие) от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды C, D, E, F, G, A, H и C#/D♭, D#/E♭, F#/G♭, G#/A♭, A#/B (B♭*).
Мажорное (большое) трезвучие — это трезвучие, состоящее из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Мажорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) мажорного лада.

Примечание: (*) — в соответствии с модифицированной нотацией Гельмгольца.

Трезвучия минорные (малые)

Трезвучия минорные (малые) от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B(B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “m” или “min”: Cm, Dm, Em, Fm, Gm, Am, Hm и C#m/D♭m, D#m/E♭m, F#m/G♭m, G#m/A♭m, A#m/Bm (B♭m*), или Cmin, Dmin, Emin, Fmin, Gmin, Amin, Hmin. Минорное (малое) трезвучие — трезвучие, состоящее из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты. Минорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) минорного лада.

Доминантсептаккорды (малые мажорные септаккорды)

Доминантсептаккорды (малые мажорные септаккорды) от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “7”: C7, D7, E7, F7, G7, A7, H7 и A#7/B7 (B♭7*). Доминантсептаккорд — это септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд) — септаккорд, состоящий из большой, малой и малой терций, образующийся с помощью добавления к мажорному трезвучию малой терции (малой септимы от тоники (основного тона)). Т.е. интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

Малые минорные септаккорды

Малые минорные септаккорды C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “m7”: Cm7, Dm7, Em7, Fm7, Gm7, Am7, Hm7 и A#m7/Bm7 (B♭m7*). Малый минорный септаккорд — это септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Малый минорный септаккорд — септаккорд, состоящий из малой, большой и малой терций, образующийся с помощью добавления к минорному трезвучию малой терции (малой септимы от тоники (основного тона)). Т.е. интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

Секстаккорды мажорные (большие)

Секстаккорды мажорные (большие) от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “6”: C6, D6, E6, F6, G6, A6, H6 и A#6/B6 (B♭6*). Секстаккорд — это аккорд, состоящий из трёх звуков и являющийся первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения тоники (основного тона) необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название.

Секстаккорды минорные (малые)

Секстаккорды минорные (малые) от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “m6”: Cm6, Dm6, Em6, Fm6, Gm6, Am6, Hm6 и A#m6/Bm6 (B♭m6*). Секстаккорд — это аккорд, состоящий из трёх звуков и являющийся первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения тоники (основного тона) необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название.

Увеличенные трезвучия (трезвучия мажорные с увеличенной квинтой)

Увеличенные трезвучия (трезвучия мажорные с увеличенной квинтой) от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “+” или “aug” (augmented – от англ. – дополненный, расширенный, увеличенный): C+, D+, E+, F+, G+, A+, H+ и A#+/B+ (B♭+*) или Caug, Daug, Eaug, Faug, Gaug, Aaug, Haug и A#aug/Baug (B♭aug*). Увеличенное (чрезмерное) трезвучие — это трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты. Или по-другому, увеличенный аккорд получается путем добавления к мажору малой сексты.

Уменьшенные трезвучия

Уменьшенные трезвучия от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “dim” (diminished – от англ. – уменьшенный): Cdim, Ddim, Edim, Fdim, Gdim, Adim, Hdim и A#dim/Bdim (B♭dim*). Уменьшённое трезвучие — это трезвучие, состоящее из двух малых терций, между крайними звуками которого образуется интервал уменьшённой квинты.

Большие мажорные септаккорды

Большие мажорные септаккорды от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) это аккорды с добавлением индекса (приставки) “maj7”, “7+”, “M7”, “+7” или “Δ“: Cmaj7, Dmaj7, Emaj7, Fmaj7, Gmaj7, Amaj7, Hmaj7 и A#maj7/Bmaj7. Большой мажорный септаккорд состоит из большой терции, чистой квинты и большой септимы.

Большие минорные септаккорды

Большие минорные септаккорды от нот C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “m(maj7)”, “m maj7” или “m+7”: Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7), Fm(maj7), Gm(maj7), Am(maj7), Hm(maj7) и A#m(maj7)/Bm(maj7). Большой минорный септаккорд — это септаккорд, состоящий из малой, большой и большой терций, образующийся с помощью добавления к минорному трезвучию большой терции.

Буквенное обозначение нот (аккордов) на портале bdur.ru представлено в соответствии с нашей русской традицией (основанной, в свою очередь, на немецкой) буквенной нотации или по-другому, в соответствии с нотацией Гельмгольца, т.е. нота (аккорд) "Си" обозначается, как "H". Обозначение же "B" применяется для записи ноты (аккорда) "Си-бемоль".  
В скобках на схемах аппликатур аккордов, в качестве уточнения (чтобы избежать путаницы), дополнительно приводится обозначение ноты (аккорда) "Си" в соответствии с модифицированной нотацией Гельмгольца (где "Си" - это "B", а "Си-бемоль" - это "Bb") (по-другому, в соответствии с западной англоязычной традицией буквенной нотации, получившей широкое распространение в России примерно с середины 1990-х годов, вместе с распространением джаза и западной популярной музыки, и постепенно ощутимо потеснившей, к сожалению, русскую традицию).

Немного теории об аккордах

Немного теории о том, что такое аккорд, и что такое интервал, а также об обозначении аккордов можно посмотреть здесь.

Раздел постоянно пополняется.

Поделиться