Поделиться
В разделе представлены таблицы аппликатур аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов. Информация приведена для шестиструнной акустической гитары или электрогитары, настроенной в соответствии с классическим (стандартным) гитарным строем.
Часть информации, представленной в данном разделе, уникальна. Автором портала bdur.ru предпринята попытка собрать максимально возможное количество форм “подвижных” аккордов баррэ, ничего не изобретая, а лишь анализируя достойную внимания литературу , источники, с опорой на собственный опыт, и, каталогизируя результаты на данной странице. Большая часть этих аккордов баррэ уже давно знакома многим гитаристам разного уровня, другая часть – знакома узкому кругу “продвинутых” гитаристов, а часть, возможно, будет для кого-то открытием… В любом случае, надеюсь, эти таблицы будут в чём-то для Вас полезны.
Аккорды баррэ, классифицированные по формам открытых аккордов (на всех ладах)
Перечень форм открытых аккордов для построения баррэ (форм «подвижных» аккордов барре) для шестиструнной гитары, представленных в таблицах:
- формы трезвучий мажорных (больших) от нот A (Ля), E (Ми), D (Ре), C (До) и G (Соль) – это формы A, E , D , C и G;
- формы трезвучий минорных (малых) от нот A (Ля), E (Ми), D (Ре), C (До) и G (Соль) – это формы Am , Em , Dm , Cm и Gm;
- формы доминантсептаккордов мажорных (малых мажорных септаккордов) от нот A (Ля), E (Ми), D (Ре) и G (Соль) – это формы A7 , E7 , D7 , C7 и G7;
- формы малых минорных септаккордов от нот A (Ля) и E (Ми) – это формы Am7 и Em7;
- формы больших мажорных септаккордов от нот A (Ля), E (Ми), F (Фа), D (Ре), C (До) и G (Соль) – это формы Amaj7, Emaj7, Fmaj7, Dmaj7, Cmaj7 и Gmaj7;
- формы больших минорных септаккордов от нот A (Ля), E (Ми) и D (Ре) – это формы Am(maj7), Em(maj7) и Dm(maj7);
- формы мажорных секстаккордов от нот E (Ми), C (До), G (Соль) и G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль) – это формы E6, C6, G6 и G#6/A♭6;
- формы минорных секстаккордов от нот E (Ми), D (Ре) и H (B) (Си) – это формы Em6, Dm6 и Hm6 (Bm6);
- формы аккордов с чистой квартой вместо терции от ноты E (Ми) – это формы Esus4 и E7sus4.
- формы увеличенных трезвучий от нот G (Соль) и D (Ре) – это формы G+ и D+, или формы Gaug и Daug.
В разделе представлено 432 аккордов баррэ. Информация постоянно пополняется...
Аккорды баррэ в таблицах указаны для каждого лада, до 12-го, с учетом знаков альтерации (диезов и бемолей).
Для справки: после 12-го лада аккорды повторяются, т.к. повторяются и ноты основного тона аккордов (т.е. аккорд с баррэ определенной формы, зажатый на 13-м ладу, будет иметь такое же название, как аккорд с баррэ той же формы, зажатый на 1-м ладу; на 14-м ладу – как на 2-м ладу и т.д.).
Формы Am , A , E , Em

Формы Am7, A7, E7, Em7

Формы D, Dm, D7

от ноты D (Ре) для шестиструнной гитары
Формы G, Gm, G7

от ноты G (Соль) для шестиструнной гитары
Формы C, Cm

от ноты C (До) для шестиструнной гитары
Формы Amaj7, Emaj7, Fmaj7

Формы Dmaj7, Cmaj7 и Gmaj7

Формы Am(maj7), Em(maj7), Dm(maj7)

Формы E6, C6, G6, G#6/A♭6

Формы Em6, Dm6, Hm6

Формы Esus4, E7sus4

Формы G+ (Gaug), D+ (Daug)

Поговорим о баррэ…
Аккорд баррэ́ (barré – от французского – перегороженный; по англ.: barre chord или bar chord) — это тип аккорда, исполняемый одним пальцем, чтобы прижать несколько струн поперек одновременно к одному (в основном) ладу грифа гитары.
Гитаристы часто пользуются техникой баррэ, чтобы сыграть аккорд, который не ограничен нотами открытых струн гитары. Например, если струны гитары настроены на стандартный строй и открытые струны (начиная с первой – самой тонкой), соответственно – E,H,G,D,A,E,то открытые аккорды могут быть основаны на одной (как минимум) из этих струн. Чтобы сыграть аккорд, например, F♯ (Фа-диез мажор или по другому Gb (Соль-бемоль мажор)), гитарист должен зажать струны так, чтобы тоникой аккорда была нота F♯ (Фа-диез или по другому Gb (Соль-бемоль)). Эта нота получается при зажатии шестой (басовой) струны на втором ладу гитары, и без баррэ на втором ладу, соответственно, не обойтись.
Большинство аккордов баррэ являются “подвижными” аккордами, поскольку гитарист может перемещать всю форму аккорда вверх и вниз по грифу гитары. Обычно используемые как в популярной, так и в классической музыке, барре-аккорды часто используются в сочетании с открытыми аккордами, где открытые (незажатые) струны гитары в сочетании с зажатыми образуют аккорд. Считается, что звучание открытых (незажатых) струн, а соответственно и открытых аккордов обладает более глубоким и чистым, в отличии от баррэ. Использование в основном только аккордов баррэ (без открытых аккордов) являются отличительной частью звучания поп-музыки и рок-музыки.
Используя технику барре, гитарист может создать знакомую форму открытого аккорда, а затем транспонировать или поднять аккорд на несколько полушагов выше, аналогично использованию каподастра. Например, когда текущий аккорд – E (Ми мажор), а следующий – F♯ (Фа-диез мажор) или по-другому G♭ (Соль-бемоль мажор), гитарист переводит открытую E (Ми мажор) на два лада (два полутона) выше открытой позиции, чтобы получить аккорд баррэ F♯ (Фа-диез мажор) или по-другому G♭ (Соль-бемоль мажор).
Аккорды баррэ обычно трудно играть новичкам из-за зажатия нескольких струн одним пальцем одновременно, но освоение данного приема необходимым шагом.
Баррэ бывает:
- большим (полным) – когда указательный палец зажимает одновременно все шесть струн одного лада (иногда пять струн, кроме шестой, басовой);
- малым (неполным) – когда одним пальцем (любым, не обязательно указательным), зажимается одновременно не более четырех струн.
- диагональным – очень редкий вид баррэ, когда указательным пальцем зажимаются несколько струн на разных ладах (как бы по-диагонали, отсюда и название)
Немного из истории создания данных таблиц…
Данные таблицы создавались в первую очередь для себя самого. Начиналось всё достаточно давно. В самом начале пути освоения акустической шестиструнной гитары, играя в основном только на открытых аккордах и “ближайших” баррэ (типа F, B, G, H и т.п., на первых трех ладах) становилось интересно брать те же аккорды дальше по грифу. Было известно положение отдельных “традиционных” аккордов на “высоких” ладах. Например, было известно, что аккорд Am брался в виде баррэ на 5 ладу. Интернета тогда еще не было, музыкальной литературы такого плана также было ограниченное количество. Вот и приходилось на ощупь выстраивать данные закономерности, переросшие в последствии в представленные на этой странице таблицы.
Позднее стало понятно, что аналогично выстроена широко известная система CAGED. Т.е. по формам одного из 5 основных открытых аккордов, а именно C (До), A (Ля), G (Соль), E(Ми) и D (Ре), взятым в виде баррэ на разных ладах, получаются другие аккорды, в зависимости от ноты основного тона аккорда.
Но данные закономерности не ограничиваются только системой CAGED. Так например в книге «Гитара для “чайников”» (Марк Филлипс, Джон Чаппел «Гитара для “чайников”» – М.: «Издательский дом “Вильямс”», 2008), в главе 8 “Порастягиваемся: баррэ” приводится подобная система. Но она не называется CAGED. Хотя формы (в книге – аппликатуры) аккордов используются те же 5 (C, A, G, E и D).
Далее приведу некоторые цитаты из книги, хорошо описывающие основные принципы закономерностей.
Например: “…В этой главе речь пойдет об аккордах, которые… можно взять на любом ладу грифа. Большинство таких перемещаемых аккордов берется с помощью приема, называемого баррэ… Можете рассматривать палец, которым берете баррэ, как подвижный верхний порожек или каподастр. Тогда остальные пальцы прижмут струны так, как будто вы берете открытый аккорд“.
И вот дальше, из этой же книги: “...В аккордах, которые берутся с использование баррэ, нет открытых струн, поскольку все ноты в них образуются путем прижатия струн к грифу. Подобные аккорды можно перемешать вверх и вниз по грифу, не меняя аппликатуры и получая в результате аккорды такого же типа, но в разных позициях (и, соответственно, в разных тональностях)“.
Во всех обнаруженных источниках, касающихся подобных закономерностей, информация ограничивается только аккордами от 5 обозначенных выше нот. Виды аккордов, рассматриваемых в виде форм, даны только следующие: мажорные (подавляющее большинство интернет источников ограничивается только ими) и минорные трезвучия, доминантсептаккорды (это очень редко встречается), большие мажорные и минорные септаккорды (почти нет информации).
Обобщенная систематизация данных закономерностей в виде представления названия аккорда на каждом конкретном ладу для шестиструнной гитары практически отсутствует, тем более с учетом нот со знаками альтерации.
В таблицах, представленных на данной портале bdur.ru, составленных путем анализа различной литературы, касаемой построения аккордов, аппликатур аккордов для шестиструнной гитары, а также на основании личного опыта, найденные закономерности упорядочены и классифицированы.
Более того, в отличие от той же системы CAGED, автором портала bdur.ru были найдены и представлены здесь несколько форм “подвижных” аккордов баррэ от нот H (Си) и F (Фа), что категорически опровергается апологетами системы CAGED , как возможным.
Буквенное обозначение нот (аккордов) на портале bdur.ru представлено в соответствии с нашей русской традицией (основанной, в свою очередь, на немецкой) буквенной нотации или по-другому, в соответствии с нотацией Гельмгольца, т.е. нота (аккорд) "Си" обозначается, как "H". Обозначение же "B" применяется для записи ноты (аккорда) "Си-бемоль". В скобках на схемах аппликатур аккордов, в качестве уточнения (чтобы избежать путаницы), дополнительно приводится обозначение ноты (аккорда) "Си" в соответствии с модифицированной нотацией Гельмгольца (где "Си" - это "B", а "Си-бемоль" - это "B♭") (по-другому, в соответствии с западной англоязычной традицией буквенной нотации, получившей широкое распространение в России примерно с середины 1990-х годов, вместе с распространением джаза и западной популярной музыки, и постепенно ощутимо потеснившей, к сожалению, русскую традицию).