Аккорды баррэ на всех ладах (формы)

Поделиться

В разделе представлены таблицы аппликатур аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов. Информация приведена для шестиструнной акустической гитары или электрогитары, настроенной в соответствии с классическим (стандартным) гитарным строем.

Часть информации, представленной в данном разделе, уникальна. Автором портала bdur.ru предпринята попытка собрать максимально возможное количество форм “подвижных” аккордов баррэ, ничего не изобретая, а лишь анализируя достойную внимания литературу , источники, с опорой на собственный опыт, и, каталогизируя результаты на данной странице. Большая часть этих аккордов баррэ уже давно знакома многим гитаристам разного уровня, другая часть – знакома узкому кругу “продвинутых” гитаристов, а часть, возможно, будет для кого-то открытием… В любом случае, надеюсь, эти таблицы будут в чём-то для Вас полезны.

Аккорды баррэ, классифицированные по формам открытых аккордов (на всех ладах)

Перечень форм открытых аккордов для построения баррэ (форм «подвижных» аккордов барре) для шестиструнной гитары, представленных в таблицах:

  • формы трезвучий мажорных (больших) от нот A (Ля), E (Ми), D (Ре), C (До) и G (Соль) – это формы A, E , D , C и G;
  • формы трезвучий минорных (малых) от нот A (Ля), E (Ми), D (Ре), C (До) и G (Соль) – это формы Am , Em , Dm , Cm и Gm;
  • формы доминантсептаккордов мажорных (малых мажорных септаккордов) от нот A (Ля), E (Ми), D (Ре) и G (Соль) – это формы A7 , E7 , D7 , C7 и G7;
  • формы малых минорных септаккордов от нот A (Ля) и E (Ми) – это формы Am7 и Em7;
  • формы больших мажорных септаккордов от нот A (Ля), E (Ми), F (Фа), D (Ре), C (До) и G (Соль) – это формы Amaj7, Emaj7, Fmaj7, Dmaj7, Cmaj7 и Gmaj7;
  • формы больших минорных септаккордов от нот A (Ля), E (Ми) и D (Ре) – это формы Am(maj7), Em(maj7) и Dm(maj7);
  • формы мажорных секстаккордов от нот E (Ми), C (До), G (Соль) и G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль) – это формы E6, C6, G6 и G#6/A♭6;
  • формы минорных секстаккордов от нот E (Ми), D (Ре) и H (B) (Си) – это формы Em6, Dm6 и Hm6 (Bm6);
  • формы аккордов с чистой квартой вместо терции от ноты E (Ми) – это формы Esus4 и E7sus4.
  • формы увеличенных трезвучий от нот G (Соль) и D (Ре) – это формы G+ и D+, или формы Gaug и Daug.
В разделе представлено 432 аккордов баррэ. Информация постоянно пополняется...

Аккорды баррэ в таблицах указаны для каждого лада, до 12-го, с учетом знаков альтерации (диезов и бемолей).

Для справки: после 12-го лада аккорды повторяются, т.к. повторяются и ноты основного тона аккордов (т.е. аккорд с баррэ определенной формы, зажатый на 13-м ладу, будет иметь такое же название, как аккорд с баррэ той же формы, зажатый на 1-м ладу; на 14-м ладу – как на 2-м ладу и т.д.).

Формы Am , A , E , Em

Аккорды баррэ на всех ладах формы Am A E Em
Таблица 1. Аппликатуры «традиционных» аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (трезвучий) от нот A (Ля) и E (Ми) для шестиструнной гитары

Формы Am7, A7, E7, Em7

Аккорды баррэ на всех ладах формы Am7 A7 E7  Em7
Таблица 2. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (малых септаккордов) от нот A (Ля) и E (Ми) для шестиструнной гитары

Формы D, Dm, D7

Аккорды баррэ на всех ладах формы D Dm D7
Таблица 3. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов
от ноты D (Ре) для шестиструнной гитары

Формы G, Gm, G7

Аккорды баррэ на всех ладах формы G Gm G7
Таблица 4. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов
от ноты G (Соль) для шестиструнной гитары

Формы C, Cm

Аккорды баррэ на всех ладах формы C Cm
Таблица 5. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов
от ноты C (До) для шестиструнной гитары

Формы Amaj7, Emaj7, Fmaj7

Аккорды баррэ на всех ладах формы Amaj7 Emaj7 Fmaj7
Таблица 6. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (больших мажорных септаккордов) от нот A (Ля), E (Ми) и F (Фа) для шестиструнной гитары

Формы Dmaj7, Cmaj7 и Gmaj7

Аккорды баррэ на всех ладах формы Dmaj7 Cmaj7 Gmaj7
Таблица 7. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (больших мажорных септаккордов) от нот D (Ре), C (До) и G (Соль) для шестиструнной гитары

Формы Am(maj7), Em(maj7), Dm(maj7)

Аккорды баррэ на всех ладах формы Am(maj7) Em(maj7) Dm(maj7)
Таблица 8. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (больших минорных септаккордов) от нот A (Ля), E (Ми) и D (Ре) для шестиструнной гитары

Формы E6, C6, G6, G#6/A♭6

Аккорды баррэ на всех ладах формы E6 C6 G6 G#6/A♭6
Таблица 9. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (мажорных секстаккордов) от нот E (Ми), C (До) и G (Соль) для шестиструнной гитары

Формы Em6, Dm6, Hm6

Аккорды баррэ на всех ладах формы Em6 Dm6 Hm6
Таблица 10. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (минорных секстаккордов) от нот E (Ми), D (Ре) и H (Си) для шестиструнной гитары

Формы Esus4, E7sus4

Аккорды баррэ на всех ладах формы Esus4 E7sus4
Таблица 11. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (с чистой квартой вместо терции) от ноты E (Ми) для шестиструнной гитары

Формы G+ (Gaug), D+ (Daug)

Аккорды баррэ на всех ладах формы Gaug Daug
Таблица 12. Аппликатуры аккордов баррэ на разных ладах, классифицированные по формам открытых аккордов (увеличенных трезвучий) от нот G (Соль) и D (Ре) для шестиструнной гитары

Поговорим о баррэ…

Аккорд баррэ́ (barré – от французского – перегороженный; по англ.: barre chord или bar chord) — это тип аккорда, исполняемый одним пальцем, чтобы прижать несколько струн поперек одновременно к одному (в основном) ладу грифа гитары.

Гитаристы часто пользуются техникой баррэ, чтобы сыграть аккорд, который не ограничен нотами открытых струн гитары. Например, если струны гитары настроены на стандартный строй и открытые струны (начиная с первой – самой тонкой), соответственно – E,H,G,D,A,E,то открытые аккорды могут быть основаны на одной (как минимум) из этих струн. Чтобы сыграть аккорд, например, F♯ (Фа-диез мажор или по другому Gb (Соль-бемоль мажор)), гитарист должен зажать струны так, чтобы тоникой аккорда была нота F♯ (Фа-диез или по другому Gb (Соль-бемоль)). Эта нота получается при зажатии шестой (басовой) струны на втором ладу гитары, и без баррэ на втором ладу, соответственно, не обойтись.

Большинство аккордов баррэ являются “подвижными” аккордами, поскольку гитарист может перемещать всю форму аккорда вверх и вниз по грифу гитары. Обычно используемые как в популярной, так и в классической музыке, барре-аккорды часто используются в сочетании с открытыми аккордами, где открытые (незажатые) струны гитары в сочетании с зажатыми образуют аккорд. Считается, что звучание открытых (незажатых) струн, а соответственно и открытых аккордов обладает более глубоким и чистым, в отличии от баррэ. Использование в основном только аккордов баррэ (без открытых аккордов) являются отличительной частью звучания поп-музыки и рок-музыки.

Используя технику барре, гитарист может создать знакомую форму открытого аккорда, а затем транспонировать или поднять аккорд на несколько полушагов выше, аналогично использованию каподастра. Например, когда текущий аккорд – E (Ми мажор), а следующий – F♯ (Фа-диез мажор) или по-другому G♭ (Соль-бемоль мажор), гитарист переводит открытую E (Ми мажор) на два лада (два полутона) выше открытой позиции, чтобы получить аккорд баррэ F♯ (Фа-диез мажор) или по-другому G♭ (Соль-бемоль мажор).

Аккорды баррэ обычно трудно играть новичкам из-за зажатия нескольких струн одним пальцем одновременно, но освоение данного приема необходимым шагом.

Баррэ бывает:

  • большим (полным) – когда указательный палец зажимает одновременно все шесть струн одного лада (иногда пять струн, кроме шестой, басовой);
  • малым (неполным) – когда одним пальцем (любым, не обязательно указательным), зажимается одновременно не более четырех струн.
  • диагональным – очень редкий вид баррэ, когда указательным пальцем зажимаются несколько струн на разных ладах (как бы по-диагонали, отсюда и название)

Немного из истории создания данных таблиц

Данные таблицы создавались в первую очередь для себя самого. Начиналось всё достаточно давно. В самом начале пути освоения акустической шестиструнной гитары, играя в основном только на открытых аккордах и “ближайших” баррэ (типа F, B, G, H и т.п., на первых трех ладах) становилось интересно брать те же аккорды дальше по грифу. Было известно положение отдельных “традиционных” аккордов на “высоких” ладах. Например, было известно, что аккорд Am брался в виде баррэ на 5 ладу. Интернета тогда еще не было, музыкальной литературы такого плана также было ограниченное количество. Вот и приходилось на ощупь выстраивать данные закономерности, переросшие в последствии в представленные на этой странице таблицы.

Позднее стало понятно, что аналогично выстроена широко известная система CAGED. Т.е. по формам одного из 5 основных открытых аккордов, а именно C (До), A (Ля), G (Соль), E(Ми) и D (Ре), взятым в виде баррэ на разных ладах, получаются другие аккорды, в зависимости от ноты основного тона аккорда.

Но данные закономерности не ограничиваются только системой CAGED. Так например в книге «Гитара для “чайников”» (Марк Филлипс, Джон Чаппел «Гитара для “чайников”» – М.: «Издательский дом “Вильямс”», 2008), в главе 8 “Порастягиваемся: баррэ” приводится подобная система. Но она не называется CAGED. Хотя формы (в книге – аппликатуры) аккордов используются те же 5 (C, A, G, E и D).

Далее приведу некоторые цитаты из книги, хорошо описывающие основные принципы закономерностей.

Например: “…В этой главе речь пойдет об аккордах, которые… можно взять на любом ладу грифа. Большинство таких перемещаемых аккордов берется с помощью приема, называемого баррэ… Можете рассматривать палец, которым берете баррэ, как подвижный верхний порожек или каподастр. Тогда остальные пальцы прижмут струны так, как будто вы берете открытый аккорд“.

И вот дальше, из этой же книги: “...В аккордах, которые берутся с использование баррэ, нет открытых струн, поскольку все ноты в них образуются путем прижатия струн к грифу. Подобные аккорды можно перемешать вверх и вниз по грифу, не меняя аппликатуры и получая в результате аккорды такого же типа, но в разных позициях (и, соответственно, в разных тональностях)“.

Во всех обнаруженных источниках, касающихся подобных закономерностей, информация ограничивается только аккордами от 5 обозначенных выше нот. Виды аккордов, рассматриваемых в виде форм, даны только следующие: мажорные (подавляющее большинство интернет источников ограничивается только ими) и минорные трезвучия, доминантсептаккорды (это очень редко встречается), большие мажорные и минорные септаккорды (почти нет информации).

Обобщенная систематизация данных закономерностей в виде представления названия аккорда на каждом конкретном ладу для шестиструнной гитары практически отсутствует, тем более с учетом нот со знаками альтерации.

В таблицах, представленных на данной портале bdur.ru, составленных путем анализа различной литературы, касаемой построения аккордов, аппликатур аккордов для шестиструнной гитары, а также на основании личного опыта, найденные закономерности упорядочены и классифицированы.

Более того, в отличие от той же системы CAGED, автором портала bdur.ru были найдены и представлены здесь несколько форм “подвижных” аккордов баррэ от нот H (Си) и F (Фа), что категорически опровергается апологетами системы CAGED , как возможным.

Буквенное обозначение нот (аккордов) на портале bdur.ru представлено в соответствии с нашей русской традицией (основанной, в свою очередь, на немецкой) буквенной нотации или по-другому, в соответствии с нотацией Гельмгольца, т.е. нота (аккорд) "Си" обозначается, как "H". Обозначение же "B" применяется для записи ноты (аккорда) "Си-бемоль".  
В скобках на схемах аппликатур аккордов, в качестве уточнения (чтобы избежать путаницы), дополнительно приводится обозначение ноты (аккорда) "Си" в соответствии с модифицированной нотацией Гельмгольца (где "Си" - это "B", а "Си-бемоль" - это "B♭") (по-другому, в соответствии с западной англоязычной традицией буквенной нотации, получившей широкое распространение в России примерно с середины 1990-х годов, вместе с распространением джаза и западной популярной музыки, и постепенно ощутимо потеснившей, к сожалению, русскую традицию).
Поделиться