Поделиться
Настройка современной гитары в классический гитарный строй.
Классическим гитарным строем называется строй EADGHE (или EADGBE).
По-другому, классический гитарный строй называют стандартным строем, «испанским» строем, строем E (Ми), E standard.
Настройку гитары в соответствии с классическим гитарным строем называют классическим методом настройки (стандартной настройкой). Эта настройка наиболее часто используется на шестиструнной гитаре. Гитаристы принимают эту настройку по умолчанию, если не упоминается конкретная альтернатива (альтернативный строй). Соответственно и аппликатуры аккордов для классического гитарного строя имеют самое широкое распространение.
Настройка гитары начинается, как правило, с 1-й (самой тонкой) струны.
Настройка 1-й струны может производиться одним из следующих способов:
- звуку камертона, т. е. зажатая на V ладу первая струна должна звучать в унисон камертону; эталонная частота тона «Ля» первой октавы (на нотном стане — второй октавы) — 440 Гц (колебаний в секунду));
- по звуку уже настроенного музыкального инструмента;
- старый советский упрощенный метод (все менее применимый с вытеснением сотовой связью стационарных телефонов) – зажатая на V ладу первая струна должна звучать в унисон коротким гудкам (сигналу «занято») стационарного телефона, звучащему на частоте 425 Гц — близкой к частоте 440 Гц — ноты «Ля» первой октавы (на нотном стане — второй октавы);
- при помощи различных электронных программ или электронных и цифровых устройств — тюнеров (этот способ подходит для настройки всех 6-и струн) .
2-я струна, прижатая на V ладу, настраивается в унисон с 1-й открытой (не зажатой, не прижатой пальцем) струной.
3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается в унисон со 2-й открытой струной.
4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается в унисон с 3-й открытой струной.
5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается в унисон с 4-й открытой струной.
6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается в унисон с 5-й открытой струной
Будьте внимательны: новые струны после установки не держат строй, т.к. имеют тенденцию к растяжению, поэтому в первое время нужно чаще проверять правильность настройки гитары, при необходимости подтягивая струны.
Кроме классического метода настройки гитары существует настройка флажолетами с темперацией, позволяющей производить более точную настройку гитары.
Настроить гитару онлайн
Вы можете воспользоваться гитарным тюнером, расположенным ниже, для настройки своей шестиструнной гитары онлайн, в соответствии с классическим строем.
Для этого поочередно нажимайте кнопки, соответствующие требующей настройки струне. Натягивая или ослабляя натяжение струны при помощи колка, добейтесь, чтобы звук настраиваемой открытой (не зажатой) струны стал в унисон со звуком, извлеченным после нажатия кнопки.
Тюнер не имеет функции автоматического определения окончания выполнения настройки струны.
Струны идут от шестой к первой – слева направо.
6 струна | 5 струна | 4 струна | 3 струна | 2 струна | 1 струна |
Как настраивали гитару в конце 19-го — начале 20-го века в Испании?
Мы можем ознакомиться с этим на стр. 7 книги Паскуаля Роча “Школа игры на шестиструнной гитаре” (По методу Ф.Тарреги) [26], выпущенной в Советском Союзе под редакторством Александра Михайловича Иванова-Крамского в 1962 году :
“…Натяните шестую струну до той степени напряжения, при которой будет получен чистый звук. Прижмите струну на пятом ладу, это даст высоту, звука открытой пятой струны. Прижмите последнюю на пятом ладу, это даст высоту звука открытой четвертой струны. Прижмите эту струну таким же образом, и это даст высоту звука открытой третьей струны. Прижмите третью струну на четвертом ладу, и получите высоту звука открытой второй струны, которая, будучи зажата на пятом ладу, даст высоту звука открытой первой струны.
Затем, чтобы убедиться в том, хорошо ли настроена гитара, проделайте следующее:
Прижмите четвертую струну на втором ладу, это даст идеальный звук на октаву выше звука открытой шестой струны; третья струна, прижатая на втором ладу, дает звук на октаву выше звука открытой пятой струны; пятая струна, прижатая на втором ладу, дает звук на октаву ниже звука открытой второй струны; и четвертая струна, прижатая на втором ладу, дает звук на октаву ниже звука открытой первой струны.
Имея в виду то обстоятельство, что новые струны звучат ниже после натяжки, вышеуказанная операция должна быть повторена несколько раз, до тех пор, пока высота звука не станет постоянной…“
Кстати, сам же А.М.Иванов-Крамской не соглашается с Паскуалем Рочем, и делает следующее примечание:
«…Рекомендуемая автором настройка гитары возможна, но она не будет соответствовать звукам ми, ля, ре, соль, си, ми. Настраивать гитару лучше от первой струны, которую следует настраивать по камертону или роялю, и по этой струне настраивать все остальные струны. Автор же советует настраивать по камертону бас ля, который звучит на две октавы ниже камертона. Это несоответствие будет вводить ученика в затруднение. …».
Немного об авторе и редакторе книги.
Паскуаль Роч (Pascual Roch) (1860 – 1921 г.г.) – испанский гитарист, ученик Франсиско Тарреги. Владел и руководил гитарной фабрикой в Валенсии. Его работа мастером по изготовлению гитар снискала ему большое уважение среди гитаристов. Автор книги “Современный метод игры на гитаре по методу Тарреги” (A modern method for the guitar (school of Tárrega); Método moderno para guitarra (escuela Tárrega)) в 3 томах (первая публикация в 1921 г.).
Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 – 1973 г.г.) – один из наиболее известных российских гитаристов, педагог, композитор, дирижёр, заслуженный артист РСФСР, автор сочинений для 6-струнной гитары. Большую часть своей жизни посвятил гитаре. В Москве, начиная с 1987 года и до настоящего времени, проводится ежегодный Международный фестиваль гитарной музыки им. Иванова-Крамского.
Как настраивали гитару в 1960-е годы в СССР?
А.М.Иванов-Крамской в вышеупомянутой книге даёт пояснения, как правильно настраивать гитару.
«…Современные гитаристы настраивают гитару от первой струны (самой тонкой), которую прижимают на пятом ладу пальцем левой руки. Этот звук должен соответствовать звуку ля, то есть звучать в унисон с камертоном. Если снять палец с пятого лада, то открытая струна будет соответствовать звуку ми.
Вторую струну следует настраивать по первой, то есть, прижимая вторую струну на пятом ладу, надо путем натягивания или ослабления довести звучание этой струны до унисонного звучания с первой струной.
Далее, третья струна, прижатая на четвертом ладу, настраивается в унисон со второй; четвертая, прижатая на пятом ладу, настраивается в унисон с третьей; пятая, прижатая на пятом ладу, — в унисон с четвертой и шестая, прижатая на пятом ладу, — в унисон с пятой.
Гитару обязательно нужно настраивать перед игрой, а также проверять в перерывах во время игры, так как струны могут вытягиваться и изменять звучание. В дальнейшем гитару следует настраивать по слуху, не прижимая пальцами струны, как указывалось выше…».
Как мы можем убедиться, рекомендации по настройке те же, что и в современное время.