Немного теории об аккордах

Поделиться

Немного теории о том, что такое аккорд, и что такое интервал.

Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю, гармонирую) — одновременное сочетание трёх и более звуков разных высотных классов (воспроизводимые одновременно или по отдельности), воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали.

По-другому, аккорд (терцовый, в данном разделе представлены именно терцовые аккорды) – это сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.

Главный звук аккорда – нижний (басовый) звук – называют основным тоном (тоникой, “примовым” тоном), по нему дается первая буква аккорда в обозначении, соответствующая ноте (например, латинская “C” – это нота “До”). Остальные звуки называются также, как называется интервал, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима).

Количество ступенейНазвание ОпределениеОбозначениеКоличество тоновКоличество полутоновПример
1ПримаЧистаяч.10 (унисон)0эта же нота
2СекундаМалаям.21/2 (полутон)1C(До)-C#(До-диез)
2СекундаБольшаяб.21 (тон)2C(До)-D(Ре)
3ТерцияМалаям.31 1/2 3C(До)-D#(Ре-диез)
3ТерцияБольшаяб.324C(До)-E(Ми)
4КвартаЧистаяч.42 1/2 5C(До)-F(Фа)
4КвартаУвеличеннаяув.43 (тритон)6C(До)-F#(Фа-диез)
5КвинтаУменьшеннаяум.53 (тритон)6C(До)-Gb(Соль-бемоль)
5КвинтаЧистаяч.53 1/2 7C(До)-G(Соль)
6СекстаМалаям.64,08C(До)-G#(Соль-диез)
6СекстаБольшаяб.64 1/2 9C(До)-A(Ля)
7СептимаМалаям.75 10C(До)-A#(Ля-диез)
7СептимаБольшаяб.75 1/2 11C(До)-H(Си)
8ОктаваЧистаяч.86 12C(До)-C(До)
Простые интервалы (интервалы в пределах октавы)

Аккорды классифицируются по количеству звуков, из которых они состоят:

3 звука — трезвучие;
4 звука — септаккорд;
5 звуков — нонаккорд;
6 звуков — ундецимаккорд (встречается редко);
7 звуков — терцдецимаккорд (встречается очень редко).

Немного теории об обозначении аккордов

Аккорды обозначаются большими латинскими буквами, обозначающими ноту основного тона (тоники).
Минорные аккорды обозначаются латинской буквой обозначения основного тона с добавлением индекса (приставки) “m” (лада) . Мажорные аккорды обозначаются только латинской буквой, соответствующей ноте обозначения основного тона.
Далее в виде цифры указывается наибольший из интервалов в составе данного аккорда (интервал между крайними звуками). Например, 7 (семь) – септаккорд, 6 (шесть) – секстаккорд, 9 (девять) – нонаккорд, 53 – трезвучие (цифры 53 не указываются, только подразумеваются), и т.д.

Обозначение аккорда может содержать индекс (приставку) в виде знака “минус” или “плюс”, с цифрой после знака. Такое обозначение указывается, когда в состав аккорда входят альтерированные звуки. Цифра соответствует интервалу между этим звуком и основным тоном (тоникой). Минус означает понижение соответствующего звука на полутон (лад), а плюс – повышение. Минус или плюс могут быть заменены соответственно бемолем (b) или диезом (#). Например: Em-5 или Em♭5 — уменьшенный аккорд от ноты E (Ми);

Обозначение аккорда может содержать содержать индекс (приставку) “add” (только для трезвучий) или “/” (косую черту), с цифрой после знака. Цифра соответствует интервальному номеру добавленного звука. Такое обозначение указывается, когда в состав аккорда входят дополнительные звуки. Например: Eadd9 — мажорный аккорд от ноты E (Ми) с добавленной; Em9/6 — минорный нонаккорд от ноты E (Ми) c добавленной шестой ступенью.

Также бывают другие индексы (приставки) для обозначения аккордов:
– aug (от англ. augmented) или “+” — увеличенное трезвучие;
– sus2 (от англ. suspended) — аккорд с пониженным до секунды терцовым тоном;
– sus4 (от англ. suspended) — аккорд с повышенным до кварты терцовым тоном или аккорд с чистой квартой вместо терции;
– maj (от англ. major) или ” Δ ” — большой мажорный септаккорд;
– dim (от англ. diminished) — уменьшенное трезвучие;
– mØ  — полууменьшенный септаккорд.

Поделиться