Поделиться
Немного теории о том, что такое аккорд, и что такое интервал.
Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю, гармонирую) — одновременное сочетание трёх и более звуков разных высотных классов (воспроизводимые одновременно или по отдельности), воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали.
По-другому, аккорд (терцовый, в данном разделе представлены именно терцовые аккорды) – это сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.
Главный звук аккорда – нижний (басовый) звук – называют основным тоном (тоникой, “примовым” тоном), по нему дается первая буква аккорда в обозначении, соответствующая ноте (например, латинская “C” – это нота “До”). Остальные звуки называются также, как называется интервал, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима).
Количество ступеней | Название | Определение | Обозначение | Количество тонов | Количество полутонов | Пример |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Прима | Чистая | ч.1 | 0 (унисон) | 0 | эта же нота |
2 | Секунда | Малая | м.2 | 1/2 (полутон) | 1 | C(До)-C#(До-диез) |
2 | Секунда | Большая | б.2 | 1 (тон) | 2 | C(До)-D(Ре) |
3 | Терция | Малая | м.3 | 1 1/2 | 3 | C(До)-D#(Ре-диез) |
3 | Терция | Большая | б.3 | 2 | 4 | C(До)-E(Ми) |
4 | Кварта | Чистая | ч.4 | 2 1/2 | 5 | C(До)-F(Фа) |
4 | Кварта | Увеличенная | ув.4 | 3 (тритон) | 6 | C(До)-F#(Фа-диез) |
5 | Квинта | Уменьшенная | ум.5 | 3 (тритон) | 6 | C(До)-Gb(Соль-бемоль) |
5 | Квинта | Чистая | ч.5 | 3 1/2 | 7 | C(До)-G(Соль) |
6 | Секста | Малая | м.6 | 4,0 | 8 | C(До)-G#(Соль-диез) |
6 | Секста | Большая | б.6 | 4 1/2 | 9 | C(До)-A(Ля) |
7 | Септима | Малая | м.7 | 5 | 10 | C(До)-A#(Ля-диез) |
7 | Септима | Большая | б.7 | 5 1/2 | 11 | C(До)-H(Си) |
8 | Октава | Чистая | ч.8 | 6 | 12 | C(До)-C(До) |
Аккорды классифицируются по количеству звуков, из которых они состоят:
3 звука — трезвучие;
4 звука — септаккорд;
5 звуков — нонаккорд;
6 звуков — ундецимаккорд (встречается редко);
7 звуков — терцдецимаккорд (встречается очень редко).
Немного теории об обозначении аккордов
Аккорды обозначаются большими латинскими буквами, обозначающими ноту основного тона (тоники).
Минорные аккорды обозначаются латинской буквой обозначения основного тона с добавлением индекса (приставки) “m” (лада) . Мажорные аккорды обозначаются только латинской буквой, соответствующей ноте обозначения основного тона.
Далее в виде цифры указывается наибольший из интервалов в составе данного аккорда (интервал между крайними звуками). Например, 7 (семь) – септаккорд, 6 (шесть) – секстаккорд, 9 (девять) – нонаккорд, 53 – трезвучие (цифры 53 не указываются, только подразумеваются), и т.д.
Обозначение аккорда может содержать индекс (приставку) в виде знака “минус” или “плюс”, с цифрой после знака. Такое обозначение указывается, когда в состав аккорда входят альтерированные звуки. Цифра соответствует интервалу между этим звуком и основным тоном (тоникой). Минус означает понижение соответствующего звука на полутон (лад), а плюс – повышение. Минус или плюс могут быть заменены соответственно бемолем (b) или диезом (#). Например: Em-5 или Em♭5 — уменьшенный аккорд от ноты E (Ми);
Обозначение аккорда может содержать содержать индекс (приставку) “add” (только для трезвучий) или “/” (косую черту), с цифрой после знака. Цифра соответствует интервальному номеру добавленного звука. Такое обозначение указывается, когда в состав аккорда входят дополнительные звуки. Например: Eadd9 — мажорный аккорд от ноты E (Ми) с добавленной; Em9/6 — минорный нонаккорд от ноты E (Ми) c добавленной шестой ступенью.
Также бывают другие индексы (приставки) для обозначения аккордов:
– aug (от англ. augmented) или “+” — увеличенное трезвучие;
– sus2 (от англ. suspended) — аккорд с пониженным до секунды терцовым тоном;
– sus4 (от англ. suspended) — аккорд с повышенным до кварты терцовым тоном или аккорд с чистой квартой вместо терции;
– maj (от англ. major) или ” Δ ” — большой мажорный септаккорд;
– dim (от англ. diminished) — уменьшенное трезвучие;
– mØ — полууменьшенный септаккорд.