Почему ноты так называются?

Поделиться

Статья написана для сайта “Информационный гитарный портал “Аккорды. Гитара” – bdur.ru“. Оригинал статьи находиться по адресу: “https://bdur.ru/pochemu-noty-tak-nazyvayutsya/

Чем пользовались для записи музыки до нот?

Было бы правильно утверждать, что музыка появилась вместе с появлением человека.

Естественно, что в определённый момент, человек захотел “записать” какой-то музыкальный фрагмент, чтобы как-то запомнить то, что ему понравилось и воспроизвести это снова точно так же. Так, очевидно, появилась первая музыкальная нотация.

В разные времена в разных частях света музыку записывали по-разному.

Про первые музыкальные нотации доподлинно ничего не известно, но предполагается, что в древнем Вавилоне для записи музыки использовали слоговую запись,

Также предполагается, что в Древнем Египте в IV-II вв. до н.э. для записи музыки использовали пиктограммы, нанесенные на папирус.

Дальнейшая история музыкальной нотации уже имеет достоверные сведения, исследованные учеными.

Так в Древней Греции для записи музыки использовалась буквенная вокальная нотация, о чём свидетельствуют найденные образцы. Самые ранние из записей датируются III в. до н. э. и были сделаны на папирусе и на камне. В том числе два фрагмента из пьес Еврипида («Орест» и «Ифигения в Авлиде»). Историки выяснили, что для музыканта-теоретика в Древней Греции изучение нотации считалось недостойным. Поэтому первые записи, касающиеся именно греческой буквенной нотации в музыкальной теории, появились много позднее, в трактатах о музыке Алипия, Аристида Квинтилиана, Бакхия (III—IV вв.) и Боэция (ок. 500 г.).

В Сирии в II – I вв.до н.э. запись музыки велась при помощи символов на клинописных табличках. Это так называемый Хурритский гимн. Что примечательно, учеными установлено – на табличках отдельно была записана музыка, отдельно – слова, дополнялось это всё инструкцией по их совмещению. Интересно, что музыка была сочинена терциями и использовала пифагоров строй (была записана в диатоническом звукоряде).

В Западной Европе, Византии, Древней Руси, Армении в средние века для записи музыки использовали орнаментальные невмы.

Как появились ноты?

6 нот Гвидо Аретинского UT-RE-MI-FA-SOL-LA (Ут-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля)

Запись музыки именно в виде нот появилась благодаря итальянскому монаху-бенедиктинцу Гвидо Аретинскому в первой трети XI века.

Для обозначения слогов сольмизации Гвидо использовал начальные слоги первых шести строк 1-й строфы (из 5-ти) гимна св. Иоанну Крестителю. Гвидо, по одной из версий, приписывается и сочинение мелодии гимна, по другой – он заимствовал мелодию из школьного песнопения, которое в то же время было адаптировано к нескольким одам Горация одного и того же с гимном размера.

Текст гимна, как считается, был написан на латинском языке бенедиктинским монахом Павлом Диаконом, жившим на четыре века раньше Гвидо, и принадлежит к традиции григорианского песнопения.

Гимн св. Иоанну Крестителю. 1-я строфа

«Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes»

Вот и получились UT-RE-MI-FA-SOL-LA или по-русски, Ут-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля.

Кстати, 1-ю строфу гимна можно перевести так:

“Чтобы рабы твои могли в полный голос возвещать о чудесах твоих деяний, очисти вину с наших порочных уст, о Святой Иоанне”.

Или другой перевод, мнемонический, выполненный М. И. Катунян:

Утробою отверстой чтобы
Ревнители твои сумели
Миру возгласить деяний чудеса
Фальшь совлеки с их губ,
Солгать дабы не смели,
Лаская слух напевом,
Святый Иоанне.

Интересная история касательно этого гимна приводиться во французской энциклопедии Ларусса (Larousse « Dictionnaire de la musique»).

В ней говориться, что французские музыковеды Жак Вире и Жак Шайи обнаружили в 1981 году, что текст гимна, написанный, как уже отмечалось выше, Павлом Диаконом, независимо от мелодии, представляет собой криптограмму. В этой криптограмме слоги, позже использованные для нот гаммы, представляют собой последовательный скрытый смысл.

Отмечается, что посвящение святому Иоанну Крестителю также соответствует значению криптограммы, поскольку праздник этого святого, предшественника воскресшего Христа, приходился на день летнего солнцестояния, традиционно связанный с народными празднованиями сезонных мистерий (костры и танцы в день Святого Иоанна).

Французами делается вывод, что выбирая этот гимн для слогов своего «сольфеджио», Гвидо Аретинский в некотором роде придавал ему ранее признанное символическое значение.

А где же 7 нота, нота “Си”?

Дело в том, что Гвидо Аретинский использовал шестиступенный звукоряд. И при нем ноты “Си” не было.

Седьмая нота гаммы – “Си” – появилась позже, в XVI в. (приписывается итальянскому музыкальному теоретику Л. Дзаккони). Были взяты две акростихические буквы последней строчки 1-й строфы всё того же гимна св. Иоанну Крестителю, чтобы сделать его слогом SI:

Sancte Iohannes

Появление ноты “До” вместо “Ут”

Слог “Ut” заменили на слог “Do“. Произошло это в XVII в.

Существует однозначное мнение, что это замена произошла из-за открытого звучания слога “Do“, что удобнее при использовании в сольфеджио.

Относительно того, почему слог “Ut” заменён на “Do“, есть разные мнения.

Одно из мнений гласит, что слог “Do” проиcходит от слова “Dominus”, что в переводе с латыни означает “Господь”.

По другой теории это действие приписывается итальянскому музыкальному теоретику Джованни Баттисте Дони, который ввёл слог, заимствованный из своего имени. Эта теория считается наиболее достоверной.

Существует и третья теория, также касаемая Дж. Б. Дони. Главное отличие в том, что слог “Do” выбрали много позднее, в знак уважения к итальянскому теоретику.

В современных музыкальных традициях большинства стран слог “Ut” заменён на “Do“.

Но не во всех.

Например, в современной французской традиции буквенной нотации для “До” до сих пор используется слог “ut” (например, ut dièse majeur — до-диез мажор).

Так появились принятые в настоящее время названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

А что происходило с нотой “До” в России?

В конце 19 века в России, можно предположить, одновременно существовало и название ноты “Ут”, обозначаемую как “С (ut)”, и название ноты “До”, обозначаемую как “С” или “do”.

Очевидно, название ноты “Ут”, было навеяно влиянием французской музыкальной теории, название ноты “До” – немецкой музыкальной теории.

Звуки “Ут” или “С (ut)” можно видеть, наравне с “До”, например, в книге Ф. Одоевского “Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов”, написанную им в 1868 году [1].

Ф. Одоевской. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов
Страница из книги Ф. Одоевского “Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов”, написанной им в 1868 году

Название ноты “До”, “С” или “do” можно видеть в написанных в тоже самое время книгах, например, у П.И. Чайковского [2, 4] или Н.А Римского-Корсакова [3].

В музыкальной литературе, написанной в России начиная с 20 века, упоминаний о ноте “Ут” мне не встречалось. Употребляется только нота “До”.

Использованная литература:

1. Ф. Одоевский. Музыкальное литературное наследие. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов. Издание 1868 г. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956;

2. Руководство к практическому изучению гармонии. Учебник, составленный профессором Московской консерватории П. Чайковским. Издание шестое – М.: Издатель П. Юргенсон, 1897;

3. Практический учебник гармонии. Составил Н. Римский-Корсаков – С.-Петербург: Склад у А. Битнера, 1886;

4. П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Том III-А. Краткий учебник гармонии (1874) – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.

Статья написана для сайта “Информационный гитарный портал “Аккорды. Гитара” – bdur.ru“. Оригинал статьи находиться по адресу: “https://bdur.ru/pochemu-noty-tak-nazyvayutsya/

Разрешается использование статьи в некоммерческих целях “как есть” с обязательной ссылкой на оригинал статьи.

Поделиться